НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№
|
Нормативные документы
|
1.
|
Государственный образовательный стандарт. /Вестник образования, № 5, март 2004 г.
|
2.
|
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. /Вестник образования, № 10, май 2004 г.
|
3.
|
Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования
|
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Компетенции
|
Общеучебные
|
-
Воспитание осознанного отношения к окружающей действительности;
-
расширение кругозора;
-
формирование общечеловеческих ценностей, экологической культуры, стремление к совершенствованию и творческой деятельности.
-
распознавание географических объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка, практическое применение полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.
-
умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
-
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
-
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
-
обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
|
Предметно-ориентированные
|
-
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
-
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
-
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
-
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
|
СТРУКТУРА КУРСА
№
|
Модуль
|
Примерное количество часов
|
1
|
Введение
|
1
|
2
|
Общая характеристика мира.
|
30
|
3
|
Обобщение и повторение полученных знаний, закрепление приобретенных навыков.
|
3
|
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ
Учащиеся должны знать/понимать:
-
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
-
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
-
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
Учащиеся должны уметь:
-
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
-
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
-
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
|
Авторы
|
Название
|
Год издания
|
Издательство
|
|
Максаковский В.П.
|
География. Экономическая и социальная география мира /Учебник для 10 класса средней школы/
|
2003 г.
|
«Просвещение»
|
|
Максаковский В.П
|
Рабочие программы по географии 10-11 классы (линии учебников «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)
|
2008 г.
|
М.«Глобус»
|
|
|
Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования
|
2004 г.
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№
|
Авторы
|
Название
|
Год издания
|
Издательство
|
1.
|
Кусков А.С., Макарцева Л.В.
|
Подготовка к государственному централизованному тестированию. География
|
2001
|
Саратов, «Лицей»
|
2.
|
Сиротин В.И.
|
Практические работы по географии 6-10 классы. Пособие для учителя
|
2000
|
М., «Аркти»
|
3.
|
Климанов В.В., Климанова О.А.
|
География в таблицах. 6-10 классы. Справочное пособие
|
2002
|
М., «Дрофа»
|
4.
|
Климанов В.В., Климанова О.А.
|
География в цифрах. 6-10 классы. Справочное пособие
|
2002
|
М., «Дрофа»
|
5.
|
Составитель Баринова И.И.
|
Современный урок географии. Часть 1. Методические разработки уроков
|
2002
|
М., «Школьная Пресса»
|
13.
|
Сиротин В.И., Сиротин И.В.
|
Школьная география в вопросах и ответах. Пособие для старшеклассников и абитуриентов
|
2001
|
М., «Аркти»
|
14.
|
Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зубаревич Н.В., Фетисов А.С.
|
Пособие по географии для поступающих в вузы
|
1996
|
М., «Владос»
|
15.
|
Полякова М.О., Чернов А.В.
|
География. Ответы на вопросы. Устный экзамен и практика. Для абитуриентов и учащихся 10-11 классов
|
2000
|
М., «Экзамен»
|
16.
|
|
Пособия для подготовки к ЕГЭ
|
2002-2010 год
|
|
ПОСОБИЯ НА ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЯХ
№ п/п
|
Название пособия
|
Издательство
|
Год издания
|
1.
|
Репетитор к ЕГЭ. География
|
Кирилл и Мефодий
|
2006
|
2.
|
CD «Экономическая и социальная география 10 класс»
|
|
2005
|
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№
|
Нормативные документы
|
1.
|
Государственный образовательный стандарт. /Вестник образования, № 5, март 2004 г.
|
2.
|
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. /Вестник образования, № 10, май 2004 г.
|
3.
|
Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования
|
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Компетенции
|
Общеучебные
|
-
Воспитание осознанного отношения к окружающей действительности;
-
расширение кругозора;
-
формирование общечеловеческих ценностей, экологической культуры, стремление к совершенствованию и творческой деятельности.
-
распознавание географических объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка, практическое применение полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.
-
умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
-
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
-
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
-
обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
|
Предметно-ориентированные
|
-
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
-
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
-
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
-
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
|
СТРУКТУРА КУРСА
№
|
Модуль
|
Примерное количество часов
|
1
|
Введение
|
1
|
2
|
Региональная характеристика мира
|
25
|
3
|
Глобальные проблемы человечества
|
4
|
4
|
Обобщение и повторение изученного.
Подготовка к ЕГЭ
|
4
|
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ
Учащиеся должны знать/понимать:
-
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
-
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
-
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
Учащиеся должны уметь:
-
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
-
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
-
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
|
Авторы
|
Название
|
Год издания
|
Издательство
|
|
Максаковский В.П.
|
География. Экономическая и социальная география мира /Учебник для 10 класса средней школы/
|
2003 г.
|
«Просвещение»
|
|
Максаковский В.П
|
Рабочие программы по географии 10-11 классы (линии учебников «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)
|
2008 г.
|
М.«Глобус»
|
|
|
Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования
|
2004 г.
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№
|
Авторы
|
Название
|
Год издания
|
Издательство
|
1.
|
Кусков А.С., Макарцева Л.В.
|
Подготовка к государственному централизованному тестированию. География
|
2001
|
Саратов, «Лицей»
|
2.
|
Сиротин В.И.
|
Практические работы по географии 6-10 классы. Пособие для учителя
|
2000
|
М., «Аркти»
|
3.
|
Климанов В.В., Климанова О.А.
|
География в таблицах. 6-10 классы. Справочное пособие
|
2002
|
М., «Дрофа»
|
4.
|
Климанов В.В., Климанова О.А.
|
География в цифрах. 6-10 классы. Справочное пособие
|
2002
|
М., «Дрофа»
|
5.
|
Составитель Баринова И.И.
|
Современный урок географии. Часть 1. Методические разработки уроков
|
2002
|
М., «Школьная Пресса»
|
13.
|
Сиротин В.И., Сиротин И.В.
|
Школьная география в вопросах и ответах. Пособие для старшеклассников и абитуриентов
|
2001
|
М., «Аркти»
|
14.
|
Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зубаревич Н.В., Фетисов А.С.
|
Пособие по географии для поступающих в вузы
|
1996
|
М., «Владос»
|
15.
|
Полякова М.О., Чернов А.В.
|
География. Ответы на вопросы. Устный экзамен и практика. Для абитуриентов и учащихся 10-11 классов
|
2000
|
М., «Экзамен»
|
16.
|
|
Пособия для подготовки к ЕГЭ
|
2002-2010 год
|
|
ПОСОБИЯ НА ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЯХ
№ п/п
|
Название пособия
|
Издательство
|
Год издания
|
1.
|
Репетитор к ЕГЭ. География
|
Кирилл и Мефодий
|
2006
|
2.
|
CD «Экономическая и социальная география 10 класс»
|
|
2005
|
|