НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№
|
Нормативные документы
|
1.
|
Государственный образовательный стандарт. /Вестник образования, № 5, март 2004 г.
|
2.
|
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. /Вестник образования, № 10, май 2004 г.
|
3.
|
Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования
|
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Компетенции
|
Общеучебные
|
-
Воспитание осознанного отношения к окружающей действительности;
-
расширение кругозора;
-
формирование общечеловеческих ценностей, экологической культуры, стремление к совершенствованию и творческой деятельности.
распознавание биологических объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
|
Предметно-ориентированные
|
-
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
-
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
-
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
|
СТРУКТУРА КУРСА
№
|
Модуль
|
Примерное количество часов
|
1
|
Введение
|
1
|
2
|
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле
|
9
|
3
|
Учение о клетке
|
19
|
4
|
Развитие и размножение организмов
|
6
|
5
|
Основы генетики и селекции организмов.
|
18
|
6
|
Обобщающее повторение изученного материала, подготовка к ЕГЭ
|
11
|
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ
знать /понимать
-
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
-
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
-
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
-
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-
биологическую терминологию и символику;
уметь
-
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
-
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
-
описывать особей видов по морфологическому критерию;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
-
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
-
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
|
Авторы
|
Название
|
Год издания
|
Издательство
|
1.
|
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин В.И.
|
Общая биология /Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 10-11 класс/
|
2005 г.
|
«Дрофа»
|
2.
|
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин В.И
|
Программа: Биология VI -X. классы. Программно-методические материалы – Биология.
|
2004 г.
|
«Дрофа»
|
3.
|
|
Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования
|
2004 г.
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№
|
Авторы
|
Название
|
Год издания
|
Издательство
|
1
|
Акимушкин И.
|
Занимательная биология
|
1982 г.
|
М., «Молодая гвардия»
|
2
|
Сухова Т.С.
|
Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы. Методическое пособие
|
2002 г.
|
М., «Дрофа»
|
3
|
Тупикин Е.И.
|
Тематический контроль по общей биологии с основами экологии
|
2004 г.
|
М., «Интеллект-Центр»
|
4
|
Мортон Дженкинс
|
101 ключевая идея: ЭВОЛЮЦИЯ
|
2001 г.
|
М., «Гранд»
|
5
|
Донецкая А.В.
|
Общая биология. Тетрадь с печатной основой для учащихся 10-11 класса
|
1999 г.
|
Саратов, «Лицей»
|
6
|
Вовк С.В.
|
Биология. Лабораторные работы. 10-11 классы
|
2002 г.
|
Ростов-на-Дону
|
7
|
Моркотун Н.Т.
|
Готовимся к выпускному экзамену. Экзаменационные билеты по биологии
|
2000 г.
|
М., «Аквариум»
|
8
|
|
Пособия для подготовки к ЕГЭ
|
2002-2010 г.
|
|
ПОСОБИЯ НА ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЯХ
№ п/п
|
Название пособия
|
Издательство
|
Год издания
|
1.
|
CD «Биология. Живой организм»
|
1С:Школа
|
2005
|
2.
|
Репетитор ЕГЭ по биологии.
|
Кирилл и Мефодий
|
2006
|
3.
|
СD «100 великих открытий генетики»
|
|
|
|