НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№
|
Нормативные документы
|
1.
|
Государственный образовательный стандарт. /Вестник образования, № 5, март 2004 г.
|
2.
|
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. /Вестник образования, № 10, май 2004 г.
|
3.
|
Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования
|
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Компетенции
|
Общеучебные
|
-
Воспитание осознанного отношения к окружающей действительности;
-
расширение кругозора;
-
формирование общечеловеческих ценностей, экологической культуры, стремление к совершенствованию и творческой деятельности.
-
распознавание географических объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка, практическое применение полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.
-
познание и изучение окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
-
сравнение объектов, процессов и явлений; моделирование и проектирование;
-
ориентирование на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдение норм поведения в окружающей среде; оценивания своей
деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,
|
Предметно-ориентированные
|
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; о своей области; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
|
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ
Учащиеся должны знать
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
-
связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
-
специфику географического положения Российской Федерации; особенности ее природы, населения;
-
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
-
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
-
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
5. Учебно-методический комплекс
№
|
Авторы
|
Название
|
Год издания
|
Издательство
|
1
|
Баринова И.И.
|
География России. Природа. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.
|
2011
|
М., «Дрофа»
|
2
|
Под ред Душиной И.В.
|
Программа по географии для общеобразовательных учреждений. Программно-методические материалы – География 6-9 классы
|
2006
|
М., «Дрофа»
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№
|
Авторы
|
Название
|
Год издания
|
Издательство
|
1.
|
Министерство образования РФ
|
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии
|
2001
|
М., «Дрофа»
|
2.
|
Сиротин В.И.
|
Практические работы по географии 6-10 классы. Пособие для учителя
|
2000
|
М., «Аркти»
|
3.
|
Климанов В.В., Климанова О.А.
|
География в таблицах. 6-10 классы. Справочное пособие
|
2002
|
М., «Дрофа»
|
4.
|
Климанов В.В., Климанова О.А.
|
География в цифрах. 6-10 классы. Справочное пособие
|
2002
|
М., «Дрофа»
|
5.
|
Составитель Баринова И.И.
|
Современный урок географии. Часть 1. Методические разработки уроков
|
2002
|
М., «Школьная Пресса»
|
6.
|
Нагорный Б.А.
|
География Ростовской области
|
1975
|
Ростов-на-Дону
|
7.
|
Нагорный Б.А.
|
Твой край родной
|
1988
|
Ростов-на-Дону
|
8.
|
Степаненко Е.С.
|
Ростовская область. География родного края в вопросах и задачах
|
1997
|
Ростов-на-Дону, «Багир»
|
9.
|
Степаненко Е.С.
|
Ростовская область. География родного края в вопросах и ответах
|
1997
|
Ростов-на-Дону, «Багир»
|
10.
|
Нагорный Б., Левченко В.
|
На Донском меридиане. Пособие для учащихся средней школы
|
1984
|
Ростов-на-Дону
|
ПОСОБИЯ НА ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЯХ
№ п/п
|
Название пособия
|
Издательство
|
Год издания
|
1.
|
Красная книга Ростовской области
|
Администрация Ростовской области
|
2006
|
|